Тема урока: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»
Цели:
1.Дать представление и формировать умение видеть авторскую оценку героя в описании обстановки, поступков и размышлений героев;
2. Вызвать у детей интерес к книгам и иллюстрациям Е.Чарушина.
3.Развивать представления детей о том, в чем заключается смелость.
4.Воспитывать доброе чуткое отношение к животным.
Оборудование:
1. Портрет автора.
2.Выставка его книг и иллюстраций.
3.Детские рисунки.
4.Карточки: красные, желтые, зеленые.
5.Толковый словарь.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Постарайтесь на уроке быть внимательными и активными.
2. Тренировочные упражнения.
1)Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие речевого аппарата.
- тихо - а-о-у-ы-э
- громко – а-о-у-ы-э
- повышая голос – а-о-и-у-э
- понижая голос – э-у-и-о-а
- громко – жа-ча-ща-жба-жбе
Радость – а
Грусть - у
Испуг - а
Облегчение – о
Удивление – и
2)Игра «Кто самый внимательный»
Цель: развивать внимание.
Дверь – зверь
Мальчики – пальчики
Отвечает – отмечает
Лампа – лапа
Засунули – заснули
Вывод: видите, как важно быть внимательными при чтении, иначе не поймешь смысла слов и всего предложения
3) Игра «Читай быстро целыми словами».
Цель: развивать память, учить читать целыми словами.
Ком-на-та
Ночью
Из леса
Гости
автор
(Эти слова на карточках) Сначала прочитайте про себя, Потом читает вслух 1 человек. Затем повторяем по памяти. Посмотрите на первые буквы в каждом слове, что получилось?
К н и г а ! –Какое хорошее умное слово получилось!
Книга – это наш друг и помощник. Она нам помогает добывать знания. И сегодня она пришла к нам на урок. Да не одна., а много.
3. Работа с выставкой книг.
Обращаю внимание на выставку книг.
- Посмотрите внимательно и скажите, кто автор этих книг? (Выставляется портрет Е.И.Чарушина.)
- О ком эти книги? (о животных)
- Почему вы так решили? (нарисованы на обложках животные)
- Вспомните, не читали ли вы книги этого автора раньше? («Волчишко»)
4. Сообщение темы урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением этого автора. Но сначала послушайте немного меня.
Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята и более 20 видов певчих птиц. Мальчик любил выхаживать больных уток, тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.
Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
- Сегодня мы познакомимся с необычным его рассказом.
Даже само название настораживает. Откройте с.200 и прочитайте название.
- Скажите, когда и почему вам бывает страшно?
- Попробуйте изобразить мимикой и жестами страх и испуг. Подумали как? Готовы?
- Спасибо.
5. Знакомство с текстом.
Читает учитель и хорошо читающие дети.
6. Проверка первичного восприятия.
- Понравился вам рассказ? Поделитесь своими мыслями, чувствами.
- Было ли вам в какой – то момент страшно?
- Понравились ли вам Петя и Шура? Они храбрые мальчики или трусливые? А как автор к ним относится?
- Чтобы понять отношение автора к героям, нужно внимательно перечитать рассказ и подумать над этим.. Это поможет нам решить, кто из нас был прав: те, кто считает, что мальчики храбрые и автор им сочувствует, или те, кто считает, что мальчики трусливые и автор смеется над ними.
7. Словарная работа.
При чтении вам встретятся незнакомые слова, которые сейчас редко употребляются в речи. Прочитайте их на доске. Это поможет вам понять смысл слов и выражений.
СЕНИ – помещение в деревенском доме, между крыльцом и жилыми комнатами.
ЧУЛАН – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.
8. Самостоятельное чтение детьми.
9. Анализ текста.
Анализ 1части:
- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Чтобы ответить на этот вопрос, перечитайте начало рассказа (1и2 абзацы)
(они маленькие, т.к. автор говорит, что они сами умылись, сами разделись, легли в постельки. Это значит, что обычно это делала мама.)
- Где происходят события, о которых пишет автор? Найдите в тексте? Для чего он пишет об этом?
(Чтобы мы могли представить и лучше понять состояние мальчиков)
- О чем разговаривали мальчики, когда услышали, что кто-то ползет, шуршит? А на самом деле им было страшно?
(Да, но они н храбрятся. Не показывают свой страх. Значит, они молодцы.)
- Как называется разговор двух людей?
- Перечитайте диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро или медленно, или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко……………..(лишние слова стираю)
*Дети читают у доски
Анализ 2 части
- Так почему же было детям страшно? (они не знали, кто топает)
- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Но… там оказался ежик!
- Прочитайте предложения, записанное на доске.
- Смотрят – да это ежик!
С чувством радости, грусти, испуга, удивления, злостью.
- А с каким чувством мы должны читать? (радости, облегчения)
Анализ 3 части:
- Перечитайте тот момент, когда пришли папа и мама. (Цепочкой. С.201 2 абзац)
- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?
Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.
10. Обобщение.
- Как же автор относится к своим героям?
(он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.)
Смелость – это способность перебороть страх.
11. Работа над пословицами.
На партах листочки с пословицами. Прочитайте и выберите ту, которая подходит к рассказу.
1)Бояться не надо, надо умом раскинуть.
2)У страха глаза велики.
3)Ты пожалей и тебя пожалеют.
4)Пуганая ворона и куста боится.
12. Сообщение дополнительного материала. Знакомство с новым словом – анималист.
Е.И.Чарушин не только был писателем, но и художником – анималистом. Слово «анималист2 – обозначает «рисующий животных». Особенно он любил рисовать животных. Обычно он помещал свои рисунки в детские книги, которые сам писал.
А вот ваши рисунки, которые вы рисовали. Посмотрите, какие забавные ежи и ежата у вас получились. Возможно, когда вы вырастите, кто-то из вас тоже станет художником – анималистом. А мы будем вами гордиться.
13. Рефлексия. А сейчас подведем итог и проверим, как же вы работали на уроке. Кого нужно похвалить. Приготовьте ручки и желтые карточки.
Запишите букву, которая стоит в алфавите после буквы л, н, к, н, г, д,, х. (МОЛОДЕЦ)
_Прочитайте, что получилось. Читаем хором!
14. Домашнее задание.
Найдите и прочитайте 1 рассказ Чарушина о животных.