Четверг, 25.04.2024, 21:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио учителя начальных классов

Научно-методическая деятельность

Тема урока: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»

Цели:

1.Дать представление и формировать умение видеть авторскую оценку героя в описании обстановки, поступков и размышлений героев;

2. Вызвать у детей интерес к книгам и иллюстрациям Е.Чарушина.

3.Развивать представления детей о том, в чем заключается смелость.

4.Воспитывать доброе чуткое отношение к животным.

 

Оборудование:

1. Портрет автора.

2.Выставка его книг и иллюстраций.

3.Детские рисунки.

4.Карточки: красные, желтые, зеленые.

5.Толковый словарь.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Постарайтесь на уроке быть внимательными и активными.

 

2. Тренировочные упражнения.

1)Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие речевого аппарата.

- тихо -  а-о-у-ы-э

- громко – а-о-у-ы-э

- повышая голос – а-о-и-у-э

- понижая голос – э-у-и-о-а

- громко – жа-ча-ща-жба-жбе

 

            Радость – а

            Грусть  - у

Испуг   - а

Облегчение – о

Удивление – и

 

2)Игра «Кто самый внимательный»

Цель: развивать внимание.

            Дверь – зверь

            Мальчики – пальчики

            Отвечает – отмечает

            Лампа – лапа

            Засунули – заснули

Вывод: видите, как важно быть внимательными при чтении, иначе не поймешь смысла слов и всего предложения

 

3) Игра «Читай быстро  целыми словами».

Цель: развивать память, учить читать целыми словами.

Ком-на-та

Ночью

Из леса

Гости

автор

(Эти слова на карточках) Сначала прочитайте про себя, Потом читает вслух 1 человек. Затем повторяем по памяти. Посмотрите на первые буквы в каждом слове, что получилось?

 

К н и г а ! –Какое хорошее умное слово получилось!

Книга – это наш друг и помощник. Она  нам помогает добывать знания. И сегодня она пришла к нам  на урок. Да не одна., а много.

 

3. Работа с выставкой книг.

Обращаю внимание на выставку книг.

- Посмотрите внимательно и скажите, кто автор этих книг? (Выставляется портрет Е.И.Чарушина.)

 

- О ком эти книги? (о животных)

- Почему вы так решили? (нарисованы на обложках животные)

- Вспомните, не читали ли вы книги этого автора раньше? («Волчишко»)

 

4. Сообщение темы урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся  с еще одним произведением этого автора. Но сначала послушайте немного меня.

Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята и более 20 видов  певчих птиц. Мальчик любил выхаживать больных уток, тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.

Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

- Сегодня мы познакомимся с необычным его рассказом.

 Даже само название настораживает. Откройте с.200 и прочитайте название.

- Скажите, когда и почему вам бывает страшно?

- Попробуйте изобразить мимикой и жестами страх и испуг. Подумали как? Готовы?

- Спасибо.

 

5. Знакомство с текстом.

 Читает учитель и хорошо читающие дети.

 

6. Проверка первичного восприятия.

- Понравился вам рассказ? Поделитесь  своими мыслями, чувствами.

- Было ли вам в какой – то момент страшно?

- Понравились ли вам Петя и Шура? Они храбрые мальчики или трусливые? А как автор к ним относится?

 

- Чтобы понять отношение автора к героям, нужно внимательно перечитать рассказ и подумать над этим.. Это поможет нам решить, кто из нас был прав: те, кто считает, что мальчики храбрые и автор им сочувствует, или те, кто считает, что мальчики трусливые и автор смеется над ними.

 

7. Словарная работа.

При чтении вам встретятся незнакомые слова, которые сейчас редко употребляются в речи. Прочитайте их на доске. Это поможет вам понять смысл слов и выражений.

            СЕНИ – помещение в деревенском доме, между крыльцом и жилыми комнатами.

            ЧУЛАН – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

 

8. Самостоятельное чтение детьми.

 

9. Анализ текста.

Анализ 1части:

- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Чтобы ответить на  этот вопрос, перечитайте начало рассказа (1и2 абзацы)

(они маленькие, т.к. автор говорит, что они сами умылись, сами разделись, легли в постельки. Это значит, что обычно это делала мама.)

- Где происходят события, о которых пишет автор? Найдите в тексте? Для чего он пишет об этом?

(Чтобы мы могли представить и лучше понять состояние мальчиков)

- О чем разговаривали  мальчики, когда услышали, что кто-то ползет, шуршит? А на самом деле им было страшно?

(Да, но они н храбрятся. Не показывают свой страх. Значит, они молодцы.)

- Как называется разговор двух людей?

- Перечитайте диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим

            ТОН – спокойный или взволнованный

            ТЕМП – быстро или медленно, или не спеша

            ГРОМКОСТЬ – тихо или громко……………..(лишние слова  стираю)

*Дети читают у доски

 

Анализ 2 части

  - Так почему же было детям страшно? (они не знали, кто топает)

 - И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Но… там оказался ежик!

- Прочитайте предложения, записанное на доске.

- Смотрят – да это ежик!

            С чувством радости, грусти, испуга, удивления, злостью.

- А с каким чувством мы должны читать? (радости, облегчения)

 

Анализ 3 части:

- Перечитайте тот момент, когда пришли папа и мама. (Цепочкой. С.201 2 абзац)

- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

 

Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен  лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.

 

10. Обобщение.

- Как же автор относится к своим героям?

(он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть  свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.)

Смелость – это способность перебороть страх.

 

11. Работа над пословицами.

На партах листочки с пословицами. Прочитайте и выберите ту, которая подходит к рассказу.

1)Бояться не надо, надо умом раскинуть.

2)У страха глаза велики.

3)Ты пожалей  и тебя пожалеют.

4)Пуганая ворона и куста боится.

 

12. Сообщение дополнительного материала. Знакомство с новым словом – анималист.

Е.И.Чарушин не только был  писателем, но и художником – анималистом. Слово «анималист2 – обозначает «рисующий животных». Особенно он любил рисовать животных. Обычно он помещал  свои рисунки в детские книги, которые сам писал.

А вот ваши рисунки, которые вы рисовали. Посмотрите, какие забавные  ежи и ежата у вас получились. Возможно, когда вы вырастите, кто-то из вас тоже станет художником – анималистом. А мы будем вами гордиться.

 

13. Рефлексия. А сейчас подведем итог и проверим, как же вы работали на уроке. Кого нужно похвалить. Приготовьте ручки и желтые карточки.

            Запишите букву, которая стоит в алфавите после буквы л, н, к, н, г, д,, х. (МОЛОДЕЦ)

_Прочитайте, что получилось. Читаем хором!

 

14. Домашнее задание.

Найдите и прочитайте 1 рассказ Чарушина о животных.