Научно-методическая деятельностьТема урока: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» Цели: 1.Дать представление и формировать умение видеть авторскую оценку героя в описании обстановки, поступков и размышлений героев; 2. Вызвать у детей интерес к книгам и иллюстрациям Е.Чарушина. 3.Развивать представления детей о том, в чем заключается смелость. 4.Воспитывать доброе чуткое отношение к животным. Оборудование: 1. Портрет автора. 2.Выставка его книг и иллюстраций. 3.Детские рисунки. 4.Карточки: красные, желтые, зеленые. 5.Толковый словарь. Ход урока. 1. Организационный момент. - Постарайтесь на уроке быть внимательными и активными. 2. Тренировочные упражнения. 1)Артикуляционная гимнастика. Цель: развитие речевого аппарата. - тихо - а-о-у-ы-э - громко – а-о-у-ы-э - повышая голос – а-о-и-у-э - понижая голос – э-у-и-о-а - громко – жа-ча-ща-жба-жбе Радость – а Грусть - у Испуг - а Облегчение – о Удивление – и 2)Игра «Кто самый внимательный» Цель: развивать внимание. Дверь – зверь Мальчики – пальчики Отвечает – отмечает Лампа – лапа Засунули – заснули Вывод: видите, как важно быть внимательными при чтении, иначе не поймешь смысла слов и всего предложения 3) Игра «Читай быстро целыми словами». Цель: развивать память, учить читать целыми словами. Ком-на-та Ночью Из леса Гости автор (Эти слова на карточках) Сначала прочитайте про себя, Потом читает вслух 1 человек. Затем повторяем по памяти. Посмотрите на первые буквы в каждом слове, что получилось? К н и г а ! –Какое хорошее умное слово получилось! Книга – это наш друг и помощник. Она нам помогает добывать знания. И сегодня она пришла к нам на урок. Да не одна., а много. 3. Работа с выставкой книг. Обращаю внимание на выставку книг. - Посмотрите внимательно и скажите, кто автор этих книг? (Выставляется портрет Е.И.Чарушина.) - О ком эти книги? (о животных) - Почему вы так решили? (нарисованы на обложках животные) - Вспомните, не читали ли вы книги этого автора раньше? («Волчишко») 4. Сообщение темы урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением этого автора. Но сначала послушайте немного меня. Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята и более 20 видов певчих птиц. Мальчик любил выхаживать больных уток, тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны. - Сегодня мы познакомимся с необычным его рассказом. Даже само название настораживает. Откройте с.200 и прочитайте название. - Скажите, когда и почему вам бывает страшно? - Попробуйте изобразить мимикой и жестами страх и испуг. Подумали как? Готовы? - Спасибо. 5. Знакомство с текстом. Читает учитель и хорошо читающие дети. 6. Проверка первичного восприятия. - Понравился вам рассказ? Поделитесь своими мыслями, чувствами. - Было ли вам в какой – то момент страшно? - Понравились ли вам Петя и Шура? Они храбрые мальчики или трусливые? А как автор к ним относится? - Чтобы понять отношение автора к героям, нужно внимательно перечитать рассказ и подумать над этим.. Это поможет нам решить, кто из нас был прав: те, кто считает, что мальчики храбрые и автор им сочувствует, или те, кто считает, что мальчики трусливые и автор смеется над ними. 7. Словарная работа. При чтении вам встретятся незнакомые слова, которые сейчас редко употребляются в речи. Прочитайте их на доске. Это поможет вам понять смысл слов и выражений. СЕНИ – помещение в деревенском доме, между крыльцом и жилыми комнатами. ЧУЛАН – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи. 8. Самостоятельное чтение детьми. 9. Анализ текста. Анализ 1части: - Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Чтобы ответить на этот вопрос, перечитайте начало рассказа (1и2 абзацы) (они маленькие, т.к. автор говорит, что они сами умылись, сами разделись, легли в постельки. Это значит, что обычно это делала мама.) - Где происходят события, о которых пишет автор? Найдите в тексте? Для чего он пишет об этом? (Чтобы мы могли представить и лучше понять состояние мальчиков) - О чем разговаривали мальчики, когда услышали, что кто-то ползет, шуршит? А на самом деле им было страшно? (Да, но они н храбрятся. Не показывают свой страх. Значит, они молодцы.) - Как называется разговор двух людей? - Перечитайте диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим ТОН – спокойный или взволнованный ТЕМП – быстро или медленно, или не спеша ГРОМКОСТЬ – тихо или громко……………..(лишние слова стираю) *Дети читают у доски Анализ 2 части - Так почему же было детям страшно? (они не знали, кто топает) - И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Но… там оказался ежик! - Прочитайте предложения, записанное на доске. - Смотрят – да это ежик! С чувством радости, грусти, испуга, удивления, злостью. - А с каким чувством мы должны читать? (радости, облегчения) Анализ 3 части: - Перечитайте тот момент, когда пришли папа и мама. (Цепочкой. С.201 2 абзац) - Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему? Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить. 10. Обобщение. - Как же автор относится к своим героям? (он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Смелость – это способность перебороть страх. 11. Работа над пословицами. На партах листочки с пословицами. Прочитайте и выберите ту, которая подходит к рассказу. 1)Бояться не надо, надо умом раскинуть. 2)У страха глаза велики. 3)Ты пожалей и тебя пожалеют. 4)Пуганая ворона и куста боится. 12. Сообщение дополнительного материала. Знакомство с новым словом – анималист. Е.И.Чарушин не только был писателем, но и художником – анималистом. Слово «анималист2 – обозначает «рисующий животных». Особенно он любил рисовать животных. Обычно он помещал свои рисунки в детские книги, которые сам писал. А вот ваши рисунки, которые вы рисовали. Посмотрите, какие забавные ежи и ежата у вас получились. Возможно, когда вы вырастите, кто-то из вас тоже станет художником – анималистом. А мы будем вами гордиться. 13. Рефлексия. А сейчас подведем итог и проверим, как же вы работали на уроке. Кого нужно похвалить. Приготовьте ручки и желтые карточки. Запишите букву, которая стоит в алфавите после буквы л, н, к, н, г, д,, х. (МОЛОДЕЦ) _Прочитайте, что получилось. Читаем хором! 14. Домашнее задание. Найдите и прочитайте 1 рассказ Чарушина о животных. |
||