Пятница, 21.09.2018, 03:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио учителя начальных классов

Система упражнений

Система упражнений

по формированию навыка 

чтения целыми словами.

 

 Чтение – это важнейшее условие формирования  мыслительных способностей учащихся.

         В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, подметил: « Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

         Эксперименты показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств  совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

         В связи с этим, перед учителем стоит, прежде всего проблема в том, как научить детей  бегло, выразительно и осознанно читать.

         Для овладения детьми навыка оптимального чтения я  провожу работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами, сведение к минимуму ошибок при чтении, осознанность чтения, выразительность чтения.

 

Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выделение дефектов речи, а так же на отработку навыка целыми словами. Материал распределен по группам так, чтобы  строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Буквосочетания записываются на доске в столбик или в строчку непосредственно на уроке, чтобы дети успевали их прочитать по мере записи. Затем блок читается хором.  Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

1 группа блоков – слитное прочтение двух рядом стоящих букв.

Ау  уа  ау  иа  ея  ао   яя   ее  ею

Ие аг ас ад пу ах ит иш ри ук

Юл юд юж юс мю вю кю ую

Эх  юз юг  юх  яв ям  яф  яр  Ян

 

2 группа блоков – чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается прочитать слияние, а затем буквосочетание.

Ка – аката – ата ыв - ывы                                           Аа-ага-яга-яма-ява-Яна

Ау – аут  ба – баз   он – вон                                       Ад-сад-суд-сед-дед-бед

Ва – ива   ик –тик   ты – тыл                                       Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус

Щи – щит ух – уха як – яку                                        Во-вон-вот-воз-вол-зо

 

3 группа блоков – чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

Друг дробь враг врач гриб глаз

Джаз дни дней дров друг  дрог

Класс встал у парт.

 

4 группа – чтение наиболее трудных однослоговых слов.

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Монстр перст пестр пункт склад

Смысл спорт столб страж треск

 

5 группа – чтение двуслоговых слов.

Слоны брови кровь столбы

Бизон бронза верни верхи

Далее даются слова  и словосочетания из трех и более слогов. А также небольшие фразы.

 

 Учись читать правильно.

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его смысл.

3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

4. Старайся понять, о чем читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и «про себя».

 

Упражнения на развитие четкости произношения.

Чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.

Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

 

Произноси четко, внятно, соблюдая знаки препинания.

 Книга в уме/ - в пути облегчение.

 

Показывай повышение и понижение голоса.

- Что ж ты, Еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

  Знаешь, кто мои соседи?

  Лисы, волки и медведи.

 

Произноси правильно.

ще, ща

ручища, ножища, чудовище,  тараканище

 ого, его

у синего моря, зеленого цвета, у пешеходного перехода

 р

грохот грома, родимая сторонка; Карл у Клары украл кораллы.

 

Читай скороговорку сначала медленно, а затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок.

Прибыл Клим из Клина в Крым.

 

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

Губы». Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать «про себя»  дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется установка на беззвучное чтение.

 

Угадай.

На доске пишется предложение, где пропущены окончания.

Аленка вылез-  из луж-  и сказа-:

- А вода до чего тепл-!

И побежа-   по улиц-,  по всем лужи-. Таня бросил-  за ней.

 

Упражнения на понимание прочитанного.

 1. Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, синица –

Яблоко, груша, апельсин, абрикос -

 

2. Раздели слова на группы:

Заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь.

Радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос.

 

3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

Травы: (клевер, щавель, подорожник, клен, лиственница)

Звери:  ( волк, лиса, петух, комар, бабочка)

 

4. Пятый – лишний.

Шляпа, волосы, глаза, нос, уши.

Скоро, поспешно, быстро, постепенно, молниеносно.

 

5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову:

Пение: (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос)


Виды чтения.

1. Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

2. Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

3. Чтение перед сном «Сказка на ночь»

4. Орфографическое чтение. Дети проговаривают все так, как написано.

5.Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающими детьми.

6. Чтение по ролям.

7.Чтение цепочкой. (прерывать нельзя)

8.Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляется 3-4 минуты, чтобы произвести самозамер. Результаты записываются в дневник.

9. Многократное обращение к тексту. Перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тог—да-то ребенок открывает что-то новое, чего не заметил в первый раз.

10. Чтение, спотыкаясь о камушки. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки). Учитель говорит: «Представьте себе – течет ручеек. На пути его встречаются камушек. Что делае ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте.





Виды работы над текстом.

1. Чтение «выше нормы» (это домашнее чтение, где ученик читает на 10-15 слов больше)

2. Нахождение отрывка или предложения, которые отражают главную мысль произведения.

3. Чтение и установление, что правда, а что вымысел. (для сказки)

4. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку.

5. Чтение, рассказ о том, что больше всего понравилось, что запомнилось.

6. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики.

7. «Живая картинка». (Один читает, а другой мимикой лица реагирует на услышанное)

8. Нахождение 2-3-4сложных слов.

9. Чтение, пометка непонятных слов.

10. Комбинированное чтение (учитель – ученик)

11. Нахождение отрывка, который нужно прочитать строго, с мольбой, досадой, радостью, печалью…

12. Нахождение и чтение предложений с вопросительным, восклицательным знаками.

13. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно…

14. Нахождение самого длинного слова.

15. Чтение всего текста.

16. Чтение текста с целью деления на части и составления плана.

17. Чтение по готовому плану.

18. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

19. Чтение цепочкой по предложению.

20.Чтение цепочкой по абзацу.

21.Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

22.Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

23.Чтение самого красивого места в тексте.

24.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).

25.Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5…) выводов.

26.Установление путём чтения причинно-следственных связей.

27.Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев.

28.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

29.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

30.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

31. Чтение с пометками непонятных слов.

32. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило.

33.Нахождение двух-, трёх-. четырёхсложных слов.

34.Чтение с выписыванием слов для практического словаря.

(например. на тему «Осень», «Зима» и т. д.) и т. п.