Четверг, 24.05.2018, 05:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио учителя начальных классов

Научно-методическая деятельность

  

 

Выступление на педсовете

 

Формирование

здорового образа жизни школьников

(из опыта работы)

 

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях  с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнить наши планы, успешно решить жизненно важные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил, есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают  самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (Гиподинамии), вызывающей преждевременное старение,  другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием  ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета,  третьи – не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям  внутренних органов. Некоторые люди поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Еще в Древней Спарте говорили «В здоровом теле – здоровый дух». И это действительно так. Я лишь хотела бы чуть изменить это высказывание и думаю, что со мной многие согласятся: «Только в здоровом теле – здоровый дух!»

            Так, знакомясь с детьми в 1 классе на уроках физкультуры, я вижу прямую зависимость между физическим развитием и умственным. Если ребенок физически крепкий и хорошо развит, то он и хорошо усваивает учебный материал. Если у него крепкие руки, то хорошо пишет, а это не мало важно в 1 классе. А  это значит, что необходимо развивать с детства физические способности  детей в первую очередь. Разрешайте ребенку как можно больше двигаться, прыгать, бегать, кувыркаться, лазить и висеть (Я не говорю уж о деревьях и заборах), но хотя бы спортивные стенки должны быть у ребенка, или хотя бы перекладина, домашний турник. А значит, нужно стараться покупать не только машинки и куклы,  а обязательно мячи и особенно маленькие, обручи и скакалки, коньки и лыжи.

            В принципе уже с 1 класса дети знают, что им нужно для того, чтобы быть здоровыми. Хотя с таким термином, как здоровый образ жизни они и не знакомы. Вот рисунки, которые нарисовали дети 2-3 классов. Отрадно заметить, что большинство  из детей высказали свое мнение в пользу физических упражнений и уроков физкультуры. Тут же они называют и фрукты и овощи, и прогулки на свежем воздухе и правильный режим дня и отказ от вредных привычек (курение). И всего лишь………рисунков, на которых изображены лекарства. Т.е. это значит,  что лекарства они поставили на последнее место. Радует то, что дети в начальных классах любят физкультуру, посещают ее без пропусков и очень расстраиваются, когда по каким либо причинам этот урок отменяется. В старших же классах можно наблюдать совсем иную картину.

            И передо мной, как учителем физкультуры стоит большая задача в том, чтобы сформировать у детей навыки по укреплению своего физического здоровья. На что же я особенно обращаю внимание на своих уроках? Ведь урок физкультуры это не только физические упражнения и сдача нормативов. Это , прежде всего форма, одежда, в которой занимаются дети. Я не требую спортивных костюмов. Это ни к чему. Главное, что бы были трикотажные эластичные, спортивные штаны, в которых действительно удобно заниматься и футболка или водолазка. И самое главное, что бы все это было чистое, свежее. Вспоминаю те дни, когда разрешалось детям ходить в школу в спортивной одежде. Дети и гуляли в ней  и дома находились и  в ней же приходили на урок. И у многих она выглядела ну просто ужасно: не свежая, грязная. Постоянно приходилось делать замечания. Сейчас такого нет, чему я очень рада.

            Так же на своих уроках обращаю внимание на предупреждение такого заболевания, как плоскостопие. Обязательно в начале каждого урока даю следующие упражнения: хождение на носках, пятках, перекаты с носка на пятку и наоборот, хождение на внешней части стопы, на внутренней и т.п. Так как родители не всегда обращают внимание на правильно подобранную обувь и покупают детям не то  что им нужно носить, а то, что красиво и то что захотели дети. А потом оказывается. Что у многих детей плоскостопие. А это усталость, боли в ногах и т.п. У кого есть маленькие дети, внуки советую вам такие упражнения: Во время сидения за столом покатать ногами мячик. Утром на кухню прийти на носочках, а обратно на пяточках. Эта игра, я думаю, вашим детям понравится и будет от этого большая польза.

            Еще хочу сказать о правильной осанке.

От учителя в значительной  степени  зависит,  какая осанка будет у ребенка. На уроках физкультуры в доступной форме рассказываю о том,  какое значение для здоровья и хорошей работоспособности имеет правильная осанка. Для этого можно использовать  различные приемы:

Эстетические – говорю, что  на стройного, прямо держащегося человека  приятно смотреть, это красиво. Иногда происходит так: Высокая девочка комплексует из-за своего роста, поэтому сутулится, а другая держится прямо, и поэтому выглядит намного лучше,  а если подросток маленького роста комплексует из-за своего маленького роста, но он держит спинку ровно, прямо, то и выглядит намного выше.

Медицинские – говорю, что при прямой осанке лучше работают все органы, весь организм человека.

 Выбора профессии - Неправильная осанка затрудняет выбор профессии актрисы, офицера и др.

Все  эти мотивы легко воспринимаемы в начальной школе.  Ребенок  должен  иметь  ясное представление о том, что такое правильная осанка и  как  ее  воспитать.  Для  самоконтроля можно рекомендовать  учащимся  наблюдать  за  своей  осанкой  в зеркало.

И еще хочу добавить то, что как я сама всегда  посещала спортивную секцию, то и убеждаю, а иногда просто уговариваю и заставляю записать своих детей в различные спортивные секции или кружки.  И чем раньше, тем лучше. Если ребенок чем-то увлечен, это значит, что у него мала вероятность попасть в число детей трудновоспитуемых, в «группу риска». Сейчас в моем классе только 3 ребенка ничего не посещают. Но я думаю, что справлюсь и с этим,  и помогу им определиться и помогу записаться в секцию или кружок.