Пятница, 21.09.2018, 03:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио учителя начальных классов

Научно-методическая деятельность

 

 

Выступление на МО учителей начальных классов

 

«Роль творческих заданий

на уроках литературного чтения»

 

Что такое творчество?

Это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. (см. Психология, словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.1990г)

 В повседневности же творчеством называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, создание и реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, так сказать, созидание разума. Этим, конечно, не ограничивается вся область творчества; элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитание детей, в чтении книг (сопереживание героям, воображение – первая ступенька к творчеству), приготовлении блюд и сервировке стола, пошиве одежды и т.д.

 В деле же воспитания понятие «творчество»  обычно связано с понятиями «способности, интеллект, развитие, одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:

  1. ускоренное умственное развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности оригинальных (нестандартных ) решений;
  2. активность, инициативность, обычно – способность к лидерству, настойчивость в учебе, умение достигать цели;
  3. готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

Для творческого развития детей учителю необходимо иметь представление о самом творчестве. Совместимо ли творчество с обучением, особенно с начальным? Да, конечно. Но в практике чаще всего встречается не система творческой деятельности, а лишь решение субъективно – творческих задач, при решении которых существенно повышается уровень познавательного интереса детей. Но все они эпизодичны; для формирования личностных качеств школьника – креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию в различных сферах – необходима система. Что же составляет систему творческой деятельности в начальной школе? Существует 3 блока.

 Во-первых, это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности, которые впрочем, весьма полезны и для познавательной учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, и быстрого припоминания, сообразительности, привычки анализировать. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь -  в познании. В то же время предпосылками творчества являются  мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение.

Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической.

Эти предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения, как сказки и загадки; языковые игры и олимпиады, конкурсы и викторины, сочинения разных типов и выступления на уроках и утренниках.

Во-вторых, это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Когда школьник рисует сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения, и разумеется, знания жизни вносит что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события, - это самовыражение.  Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзывы о прочитанных книгах или просмотренных фильмах. Собственный рисунок, собственное стихотворение, подпись под рисунком, импровизация сказки, устное рисование кадров диафильма по прочитанному – все эти виды работы, доступные младшим школьникам, дают возможность творческого самовыражения.

В-третьих, это элементы исследовательской деятельности в познавательном процессе. Моменты исследования могут использоваться почти на каждом уроке, даже в период обучения грамоте.

 К сожалению, пока не существует изданных сборников творческих заданий для учителя. Хотя отдельные, не систематизированные задания такого назначения встречаются как в учебниках, так и в поурочных разработках по чтению в статьях. Поэтому учителю приходится полагаться на свой опыт.

 Вот уже на протяжении нескольких лет я работаю над темой «Привитие интереса к чтению через активизацию познавательной деятельности», так как считаю что эта тема особенно актуальна в наше время. Дети в большинстве своем не любят уроки чтения, считают их скучными, неинтересными. Любят математику, физкультуру, ИЗО, так как они все заняты на этих уроках и видят реальный результат. На уроках же чтения часто происходит так: 1 – читает – все слушают. И не всегда видно следит ли другой за чтением или думает о своем. Вот в данный момент в моем классе я каждый день после уроков сажаю детей и спрашиваю: Какой урок вам сегодня особенно понравился? И все 18 человек говорят, если было Изо, или труд, или физкультура, то они называют именно эти уроки. Но если я спрашиваю , что вы запомнили сегодня, то  отвечают чаще всего материал с уроков обучения грамоте. Это и понятно. Сейчас происходит обогащение словарного запаса, развитие речи. Ну и чтение в 1 классе является одним из самых сложных предметов, особенно для тех,  кто не знал, и с трудом запоминает буквы.

 Как и что нужно сделать для того, чтобы урок чтения был интересным, дети полюбили его? Вот здесь и приходят на помощь задания творческого характера.

  Главное – это создание благоприятной атмосферы на уроке, в которой  дети чувствуют себя хозяевами и творцами, т.е. они не боятся высказывать свое мнение по поводу чтения товарища, дать совет. Учу детей не только читать, но и слушать, активно проявлять себя, свое творчество, развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.

 Проявить себя, свое творчество удобнее и комфортнее всего в парах, в группах, т.к. дети все равно стесняются, боятся ошибок, неуверенны в себе.

 Чтение по ролям.

 Всегда готовимся в классе, в группах. В зависимости от количества ролей, класс делится на 2-3 группы. Я выбираю ведущего. А он в свою очередь распределяет роли. Следит за чтением всех в группе, контролирует, помогает. Тут уж все заняты делом, все читают, а это значит, все заинтересованы. Затем проверка у доски. Анализируем, как справились с заданием. Получилось – не получилось. Чаще всего из-за того, как были распределены роли – удачно или нет – получается чтение по ролям.

И уж, конечно, свои творческие возможности они проявили все, хотя бы при чтении в группах.

Составление рассказа по аналогии.

При изучении небольших рассказов, например В.Осеевой « Три товарища», (как мальчик потерял бутерброд), после разбора и чтения по ролям, - предлагаю другую проблему :

  • мальчик потерял ключи от квартиры;
  • не успел выполнить домашнее задание.

Варианты самые разнообразные. А ответы детей настолько оригинальны и интересны, что потом все находятся под впечатлениями очень долго.

Игра «Учитель – ученик».

При подготовке к выразительному чтению стихотворения работа проходит сначала фронтально, а потом ( основная) в парах. Здесь учитель проявляет свое творчество: он помогает ученику, исправляет его, подсказывает, как и где правильно поставить логическое ударение, где сделать паузу и т.д.

Задаю вопрос: Чей ученик, по-вашему, готов к тому, чтобы прочитать перед всем классом?

Ребенку будет интересно тогда на уроке, когда он все понимает, осознает. А это значит надо учить его вдумчивому чтению. Для этого предлагаю такие задания:

  1. Отгадать по наводящим вопросам, как называется произведение, которое будем изучать на уроке.
  2. По названию определить о ком или о чем пойдет речь в произведении.
  3. Подготовить вопросы, на которые должны ответить дети после знакомства или разбора произведения. Например: И.Соколов – Микитов «Листопадничек».

-Кого так назвали?

-Кто назвал?

-Почему так назвали?

4.  Это может быть вступительная беседа  перед чтением.

   «Глоток молока»  1 класс. Когда ты заболеешь, чем тебя будет лечить мама?  А вот есть еще 1 средство, которое помогает прогнать болезнь. Сейчас мы об этом узнаем.

Чаще всего задания творческого характера я задаю на дом. Потому что все мы знаем, что перечитывать уже знакомый текст или готовиться к пересказу прочитанного дома будут единицы из всего класса.

1.      Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

      Нарисуй табакерку по представлению.\

      Сочини сказку по аналогии.(Проявить свое воображение дети смогут с                  помощью родителей.)

2.А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке»   нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. А на уроке ищем отрывки к этим рисункам.

3.Викторины.

-По сказкам А.С.Пушкина. Прочитать все 7 сказок

-По сказкам, в названии которых есть числа.

3. Г.Андерсен «Дюймовочка»

-Придумай продолжение отношений у мышки и крота.

- Напишите письмо сыночку жабы.

4. Дополни произведение, придумай счастливый конец.

5. Нарисовать животное и сочинить стих.(Когда изучаем рифму)

6. Подготовить биографию писателя. Особенно интересно, когда это не настоящая фамилия, а псевдоним. Нужно узнать, почему он выбрал именно эту фамилию.  Например: Даниил Хармс – увидел во французском языке слово «ин шарм» - чары, обаяние. Ему очень понравилось . Он добавил  в конце  «с», а «Ш» заменил на «х» - получился Хармс, а был Квачев.

7. Найти такие предложения (отрывки), которые могли бы прочитать вот эти человечки: (на картинке: грустный, веселый, спокойный) и т.д.

 Все данные виды работ, (конечно, я упомянула не о всех), мне помогли и помогают на уроках чтения добиваться того, чтобы уроки чтения были не скучными, а были разнообразными, творческими, и  дети полюбили их.