Научно-методическая деятельность
Выступление на МО учителей начальных классов «Роль творческих заданий на уроках литературного чтения» Что такое творчество? Это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. (см. Психология, словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.1990г) В повседневности же творчеством называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, создание и реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, так сказать, созидание разума. Этим, конечно, не ограничивается вся область творчества; элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитание детей, в чтении книг (сопереживание героям, воображение – первая ступенька к творчеству), приготовлении блюд и сервировке стола, пошиве одежды и т.д. В деле же воспитания понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности, интеллект, развитие, одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
Для творческого развития детей учителю необходимо иметь представление о самом творчестве. Совместимо ли творчество с обучением, особенно с начальным? Да, конечно. Но в практике чаще всего встречается не система творческой деятельности, а лишь решение субъективно – творческих задач, при решении которых существенно повышается уровень познавательного интереса детей. Но все они эпизодичны; для формирования личностных качеств школьника – креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию в различных сферах – необходима система. Что же составляет систему творческой деятельности в начальной школе? Существует 3 блока. Во-первых, это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности, которые впрочем, весьма полезны и для познавательной учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, и быстрого припоминания, сообразительности, привычки анализировать. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической. Эти предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения, как сказки и загадки; языковые игры и олимпиады, конкурсы и викторины, сочинения разных типов и выступления на уроках и утренниках. Во-вторых, это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Когда школьник рисует сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения, и разумеется, знания жизни вносит что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события, - это самовыражение. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзывы о прочитанных книгах или просмотренных фильмах. Собственный рисунок, собственное стихотворение, подпись под рисунком, импровизация сказки, устное рисование кадров диафильма по прочитанному – все эти виды работы, доступные младшим школьникам, дают возможность творческого самовыражения. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности в познавательном процессе. Моменты исследования могут использоваться почти на каждом уроке, даже в период обучения грамоте. К сожалению, пока не существует изданных сборников творческих заданий для учителя. Хотя отдельные, не систематизированные задания такого назначения встречаются как в учебниках, так и в поурочных разработках по чтению в статьях. Поэтому учителю приходится полагаться на свой опыт. Вот уже на протяжении нескольких лет я работаю над темой «Привитие интереса к чтению через активизацию познавательной деятельности», так как считаю что эта тема особенно актуальна в наше время. Дети в большинстве своем не любят уроки чтения, считают их скучными, неинтересными. Любят математику, физкультуру, ИЗО, так как они все заняты на этих уроках и видят реальный результат. На уроках же чтения часто происходит так: 1 – читает – все слушают. И не всегда видно следит ли другой за чтением или думает о своем. Вот в данный момент в моем классе я каждый день после уроков сажаю детей и спрашиваю: Какой урок вам сегодня особенно понравился? И все 18 человек говорят, если было Изо, или труд, или физкультура, то они называют именно эти уроки. Но если я спрашиваю , что вы запомнили сегодня, то отвечают чаще всего материал с уроков обучения грамоте. Это и понятно. Сейчас происходит обогащение словарного запаса, развитие речи. Ну и чтение в 1 классе является одним из самых сложных предметов, особенно для тех, кто не знал, и с трудом запоминает буквы. Как и что нужно сделать для того, чтобы урок чтения был интересным, дети полюбили его? Вот здесь и приходят на помощь задания творческого характера. Главное – это создание благоприятной атмосферы на уроке, в которой дети чувствуют себя хозяевами и творцами, т.е. они не боятся высказывать свое мнение по поводу чтения товарища, дать совет. Учу детей не только читать, но и слушать, активно проявлять себя, свое творчество, развивать речь, мышление, обогащать словарный запас. Проявить себя, свое творчество удобнее и комфортнее всего в парах, в группах, т.к. дети все равно стесняются, боятся ошибок, неуверенны в себе. Чтение по ролям. Всегда готовимся в классе, в группах. В зависимости от количества ролей, класс делится на 2-3 группы. Я выбираю ведущего. А он в свою очередь распределяет роли. Следит за чтением всех в группе, контролирует, помогает. Тут уж все заняты делом, все читают, а это значит, все заинтересованы. Затем проверка у доски. Анализируем, как справились с заданием. Получилось – не получилось. Чаще всего из-за того, как были распределены роли – удачно или нет – получается чтение по ролям. И уж, конечно, свои творческие возможности они проявили все, хотя бы при чтении в группах. Составление рассказа по аналогии. При изучении небольших рассказов, например В.Осеевой « Три товарища», (как мальчик потерял бутерброд), после разбора и чтения по ролям, - предлагаю другую проблему :
Варианты самые разнообразные. А ответы детей настолько оригинальны и интересны, что потом все находятся под впечатлениями очень долго. Игра «Учитель – ученик». При подготовке к выразительному чтению стихотворения работа проходит сначала фронтально, а потом ( основная) в парах. Здесь учитель проявляет свое творчество: он помогает ученику, исправляет его, подсказывает, как и где правильно поставить логическое ударение, где сделать паузу и т.д. Задаю вопрос: Чей ученик, по-вашему, готов к тому, чтобы прочитать перед всем классом? Ребенку будет интересно тогда на уроке, когда он все понимает, осознает. А это значит надо учить его вдумчивому чтению. Для этого предлагаю такие задания:
-Кого так назвали? -Кто назвал? -Почему так назвали? 4. Это может быть вступительная беседа перед чтением. «Глоток молока» 1 класс. Когда ты заболеешь, чем тебя будет лечить мама? А вот есть еще 1 средство, которое помогает прогнать болезнь. Сейчас мы об этом узнаем. Чаще всего задания творческого характера я задаю на дом. Потому что все мы знаем, что перечитывать уже знакомый текст или готовиться к пересказу прочитанного дома будут единицы из всего класса. 1. Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Нарисуй табакерку по представлению.\ Сочини сказку по аналогии.(Проявить свое воображение дети смогут с помощью родителей.) 2.А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке» нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. А на уроке ищем отрывки к этим рисункам. 3.Викторины. -По сказкам А.С.Пушкина. Прочитать все 7 сказок -По сказкам, в названии которых есть числа. -Придумай продолжение отношений у мышки и крота. - Напишите письмо сыночку жабы. 4. Дополни произведение, придумай счастливый конец. 5. Нарисовать животное и сочинить стих.(Когда изучаем рифму) 6. Подготовить биографию писателя. Особенно интересно, когда это не настоящая фамилия, а псевдоним. Нужно узнать, почему он выбрал именно эту фамилию. Например: Даниил Хармс – увидел во французском языке слово «ин шарм» - чары, обаяние. Ему очень понравилось . Он добавил в конце «с», а «Ш» заменил на «х» - получился Хармс, а был Квачев. 7. Найти такие предложения (отрывки), которые могли бы прочитать вот эти человечки: (на картинке: грустный, веселый, спокойный) и т.д. Все данные виды работ, (конечно, я упомянула не о всех), мне помогли и помогают на уроках чтения добиваться того, чтобы уроки чтения были не скучными, а были разнообразными, творческими, и дети полюбили их. |
||