Выступление на педсовете школы.
Активизация познавательной деятельности.
(из опыта работы)
Тема самообразования, над которой я работаю вот уже несколько лет, совпадает с темой нашего педсовета. А точнее она звучит так: «Привитие интереса к чтению через активизацию познавательной деятельности».
Я не случайно взяла это направление – имеется в виду, почему именно уроки чтения. Эта тема сейчас является наиболее актуальной. Потому что все мы понимаем, что интерес к чтению снизился, читать стали меньше. Причиной этому является телевидение, компьютеры, Интернет.
Но, тем не менее, мы все понимаем, что чтение является одним из основных уроков в начальном звене, способствующих успешному обучению не только в начальных классах, но и в старших тоже.
Поэтому меня волнует вопрос: Как сделать так, чтобы дети полюбили уроки чтения? Как вызвать интерес к хорошей, умной книге? Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание?
Нужно искать новые формы и методы работы. Значит, необходимо применять такие фронтальные, групповые и индивидуальные задания, чтобы активизировать интерес у ученика к тому или иному произведению.
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.
Поэтому для себя я определила несколько, а точнее 6 основных приемов активизации познавательной деятельности, которые я применяю и не только на уроках чтения. Они весьма разнообразны и затрагивают разные стороны организации работы учащихся на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приемов создает условие для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания. О них я сейчас расскажу поподробнее.
1. Прежде всего, это прием сравнения. Он повышает активность мысли. Так на уроках природоведения, например, при изучении темы «Природные зоны» дети лучше усваивают материал, если эти зоны даются в сравнении друг с другом. На уроках чтения – это сравнительная характеристика героев, сравнение отношений героев к какому-либо событию, сравнение описания осени разных поэтов, сравнение художественного оформления детских книг и т.д. Изучаемый материал при этом глубоко осознается, прочно запечатлевается в памяти. Ведь именно при сравнении происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт, свойственных различным вещам и явлениям. Замечено, что если учащиеся не осознают этой мыслительной операции, допускают много ошибок, приводят недостаточное число признаков сходства и различия сравниваемых предметов, не умеют выделять существенные признаки или же перечисляют признаки, не сравнивая друг с другом. Начинаю обычно с того, что даю найти сходство или различие в тех предметах, где это явно видно. И стремлюсь к тому, чтобы сделать сравнение максимально трудным. Если учащимся предлагается найти сходство, то нужно подобрать такие предметы и явления, которые были бы максимально различны. И наоборот, если нужно найти различия, то следует подбирать максимально сходные объекты и явления, насколько это возможно. Это обеспечит более глубокое и прочное запоминание сравниваемого материала.
«Тонкие» - это те, которые начинаются со слов: кто, что, где, когда, как звали, и т.д. Они заставляют учащихся лишь воспроизводить материал, они выявляют, что запомнил ученик, но не как понял содержание учебного материала. Таких вопросов должно быть как можно меньше, так как они не активизируют мышление, а толкают учеников на путь поверхностного запоминания.
«Толстые» - это те, которые звучат так: Почему? Как это проверить? Что является причиной? В чем разница…Почему вы считаете…и т.д. Эти вопросы заставляют учащихся в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные связи, обеспечивая тем самым глубокую переработку усваиваемого материала и, как следствие, его прочное запоминание.
Проблемная задача:
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5˚С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20˚С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? (взяла комнатный термометр, измеряла на солнце или держалась рукой за ртутный шарик)
Считаю, что все эти приемы позволяют активизировать познавательную деятельность, что ведет к наиболее эффективному усвоению программного материала.