Среда, 24.04.2024, 20:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио учителя начальных классов

Научно-методическая деятельность

 

 

Привитие интереса

 к урокам литературного чтения

(сообщение из опыта работы на МО)

                                              Чтение – это окошко, через которое

                                               Дети видят и познают мир и самих  себя...  

В.А.Сухомлинский            

            Чтение – это важнейшее условие формирования  мыслительных способностей.

            В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, подметил: « Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

            Эксперименты показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств  совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

            Но чтобы добиться  от детей беглого, выразительного и сознательного чтения, необходимо, чтобы дети полюбили чтение. И только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению.

            Что же конкретного делаю я в своей работе, чтобы прививать интерес к чтению?

            Начиналось все с посещения библиотек: поселковой и школьной. Всем классом  отправились в поселковую библиотеку для знакомства, так как ни  один человек не был записан там. Библиотекари организовали экскурсию по залам, приготовили викторину по сказкам, пригласили всех записаться, объяснили, как это сделать. А в заключении показали очень интересные новые книги, с которыми можно работать только в библиотеке. Это были электронные энциклопедические книги.. Так они старались заинтересовать детей.  И мы несколько раз всем классом посещали библиотеку. Уже я сама договаривалась, на какую тему приготовить сообщение, викторину, приготовить выставку книг. Это дало свой результат: многие дети записались в библиотеку.

             Так же библиотечный урок проводила для нас и Людмила Сергеевна. Она также провела интересное занятие, стараясь привлечь  детей к тому, чтобы дети могли пользоваться библиотекой и выбирать книги по душе. Всем ребятам очень понравилась библиотека, ее таинствующая, завораживающая обстановка. И они стали туда ходить постоянно:   в перемену посмотреть книг, которые нельзя брать домой. А так же я стараюсь давать такие дополнительные задания по чтению, чтобы дети чаще обращались в библиотеку.

             Со своими учениками мы ведем дневники для дополнительного чтения. Туда они записывают прочитанные дома книги. Норма – 5-7 страниц ежедневно. Кроме этого, в них родители записывают и технику чтения. А дети, начиная с 3 класса,  пишут краткое содержание того, что они прочитали. ( 2-3 предложения). И как-бы подводя итог о прочитанных самостоятельно книгах, я провожу с ними викторину, где составляю вопросы с учетом тех книг, которые читали дети. Мне помогает в этом «Сборник литературных викторин и кроссвордов для детей», автор И,Г,Сухин.

             Также на уроках чтения провожу ежедневные минутки жужжащего чтения, которые длятся 5-6 минут. Дети читают свои книги. Затем они кратко передают содержание прочитанного, стараясь при этом рассказать так, чтобы заинтересовать других детей, чтобы им захотелось прочитать именно эту книгу. На этих минутках мы учимся работать с книгой: находить автора, художника-оформителя, узнавать сборник это или книга-произведение и т.д.

            Стараюсь, чтобы атмосфера на уроках чтения была спокойная, доброжелательная. Дети чувствуют себя хозяевами и творцами. Они не боятся высказывать своего мнения по поводу чтения товарищей, дают советы, делают замечания. Как это происходит?

Перед выполнением какого – либо задания: чтения, пересказа, чтения по ролям, напоминаю, чтобы они слушали внимательно, так как оценивать будут они. И они действительно очень серьезно к этому относятся. Дети очень строго оценивают других. Приучаю их к тому, чтобы они сначала находили положительные моменты, а затем в тактичной форме делали замечания.

            Провожу различные виды творческих заданий:

1.инсценировка произведений

2.составить продолжение рассказа

3.подумать о  дальнейшей судьбе главного героя

4.нарисовать картину к данному произведению и сделать соответствующие подписи

5.сочинить сказку или рассказ, аналогичные данным («Городок в табакерке»)

6.учимся сочинять стихи и сказки

            При изучении нового произведения и нового писателя рассказываю обязательно биографию  писателя, показываю портрет.

Задавала детям вопрос: Чем вам нравятся уроки чтения?

Ответы были такие:

- мне нравится узнавать новое и рассуждать о прочитанном

- мне интересно узнать как, когда и где жили писатели, чем они интересовались.

- в некоторых произведениях я узнаю себя

- произведения помогают понять, как поступить в той или иной ситуации и как выйти из-за труднительного положения.

            Так  при чтении произведения В.В. Маяковского « История Власа- лентяя и лоботряса» было дано задание: Прочитайте и подумайте, не могут ли ваши знакомые сказать, что вы похожи на главного героя, и нет ли таких детей в нашем классе. Интересна была реакция некоторых мальчиков: чуть испугались, а девочки захихикали, кого-то подразумевая. Но Алеша П. встал и сказал: «Нет у нас таких».

Также я использую такой прием:

Отрывок незнакомого текста (а можно  это сделать, наверное, и как роверку домашнего задания) по сигналу читают каждый своему соседу, соблюдая паузы и интонацию. Потом чтение прерывается, и  дети кратко передают содержание прочитанного. Затем дети обмениваются ролями. Дети сами оценивают друг друга. Им нравятся такие минутки. Конечно, это получается немного шумно, но к этому мы привыкли. Зато у ребят проявилась активность, пробудился интерес, а главное, они поняли, какую пользу приносит выработка беглого сознательного осознанного чтения

Чтение - это лучшее учение в любом возрасте. Но не просто беглое чтение, а чтение осознанное, выразительное.