Пятница, 26.04.2024, 05:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио учителя начальных классов

Научно-методическая деятельность


  

Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится». (1913 – 1972)

 Цели: познакомить с жизнью и творчеством писателя, обучать чтению по ролям, пониманию чувств и поступков героев; развивать словарный запас, мышление, развитие кругозора; воспитывать любовь и бережное отношение к животным, природе.

 1. Организационный момент.

    Обратите внимание на запись, которая находится на левой створке доски.

    Читать. Думать. Представлять. Предугадывать. 

   -  Прочитайте про себя.

   - Хором.

   - Это то, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

 2. Знакомство с писателем и его творчеством.

А теперь прочитайте фамилию автора, который пришел к нам на урок и принес нам одно из лучших своих произведений.

- Что вы знаете о нем?

- А хотите узнать больше?

* Биография.

Родился  30 ноября 1913 года в Америке. Родители его русские, им туда пришлось переехать  в поисках лучшей жизни. Но вскоре после его рождения всей семьей они возвращаются на Родину. Вскоре умирает его отец. И его воспитывал отчим Войцехович. Он работал в театре. Вместе они много путешествовали по России.  Но  жизнь у его  матери не сложилась и с этим человеком. Он уехал и не вернулся. Тогда Виктору пришлось устроиться на работу, что бы заработать хоть небольшие деньги. Сначала он работал помощником токаря на заводе,  потом был шорником  -  шил кожаные изделия  для конской сбруи, перевозил на лодке пассажиров через реку Москву. Но ему очень хотелось играть в театре, быть актером. И он стал играть сначала в театре транспорта, потом в Театре сатиры, в цирке. Он начал писать веселые сценки для эстрады и цирка, фельетоны (газетные и журнальные статьи на злободневные темы, используя юмор и сатиру), пародии. Но однажды его попросили написать что-то для детей. И вот в 1961 году выходит его первая книга – сборник «Он живой и светится», которая и принесла ему известность и славу. У Виктора  был тогда маленький сын – Дениска, который и стал прототипом главного героя, о  котором говорится во многих произведениях автора. Теперь этот Дениска вырос и теперь сам пишет книги. А все дети до сих пор любят читать  про удивительные приключения маленького мальчика.

3. Разминка.

Прочитайте на с.105 название произведения.

- Как вы думаете о ком пойдет речь в этом произведении? Почему вы так считаете?

- А поможет нам проверить свои предположения небольшое стихотворение-загадка.

(открываю запись за доской)

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый…(светлячок)

- Прочитайте самостоятельно

-  хором по слогам шепотом

- индивидуально вопросительно, т.е. в конце каждой строчки поставь вопрос

- индивидуально выразительно (по 2 человека)

4.Введение в тему.

-  А кто же такие светлячки? Кто  о них слышал? А есть такие, кто видел настоящих светлячков?

  • Рассказ о светлячках.

Наверное я одна из многих счастливых людей, которые видели настоящих светлячков. А было это давно, лет 20 тому назад, когда я работала вожатой в загородном лагере и мы с ребятами ходили в поход с ночевкой. Это было в августе. Ночь была темной. И вдруг мы увидели, что в кустах около пенька что-то светится. Взяв в руки, мы увидели маленьких жучков. Это и были светлячки. Вот так они выглядят.(Вешаю фото)Жук с крыльями – это самец, его лампочка загорается редко и совсем ненадолго, А бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей. Светиться могут не только жуки, но и личинки, и куколки.

Свет, испускаемый многими видами светлячков, очень яркий. Первые европейцы, поселившиеся в Бразилии, при отсутствии свечей освещали свои дома светлячками. Индейцы, путешествуя ночью через джунгли, до сих пор привязывают к большим пальцам на ногах крупных светлячков. Их свет не только помогает видеть дорогу, но и, возможно, отпугивает змей.

Некоторые дамы Южной Америки, где водятся особенно крупные светлячки, перед вечерними праздниками украшали этими насекомыми свои прическу и платье, и живые украшения на них сверкали подобно бриллиантам. При свете светлячка можно почитать газету.

А если вы хотите узнать о них более подробно,  то нужно сходить в библиотеку и взять энциклопедию о животных  и в ней вы узнаете, а почему же светлячок светится? Почему тогда другие жуки не могут этого делать

- Вот о таком жучке и пойдет речь в нашем произведении.

5. Знакомство с произведением.

1) начинает учитель

2) продолжают хорошо читающие дети.

 6. Обмен впечатлениями

(жду реакции, не задавая вопросов)

 7. Анализ.

-Кто является главными героями?

-Как мальчик оказался во дворе? Прочитай.

  •  Работа с толковыми словарями.

-Что такое брынза? Найдите в словаре и прочитайте.

 

_ Итак, мальчик во дворе ждал маму, а пришел его друг. О чем состоялся разговор между ними? (об игрушке, новом самосвале)

- найдите начало их разговора. Обратите на знаки препинания в конце предложений. Что бросается в глаза? (?!)

- Поработайте в парах и отработайте выразительное чтение

- Сколько человек понадобится? (2 – Денис и Мишка) Обратить внимание, что автор и Денис – это одно лицо.

  •  Проверка 1 пары у доски.

- Прежде чем читать, скажите, в каком настроении находился Дениска? ( в грустном)

- А Мишка? (он восхищен, удивлен)

Анализ прочитанного. Получилось или нет?

- Вот в таком настроении находились мальчики.

- Что предлагал Мишка за самосвал?

- Что такое Гватемала и Барбадос?

(Это почтовые марки, которые в то время собирали многие дети. Ценились они очень дорого. Гватемала и Барбадос – это такие страны. Эти марки выпускались к Олимпийским играм, в которых участники этих стран принимали участие. Это были летние Олимпийские игры)

- Почему не взял плавательный круг?

-Почему согласился поменяться на светлячка?

 Это очень трогательный момент и очень важный. Подготовьте выразительное чтение в парах. С.107 вверху.

Перед проверкой поговорить о состоянии детей.

-Какой вопрос задал Денис? Как он его задал?

-А что чувствует Мишка? ( Он горд тем, что смог удивить Дениса.)

-Изменилось ли настроение Дениса? Не забудьте, покажите это голосом.

  • Проверка у доски.

 -Но у нас есть еще один главный герой, о котором мы пока ничего не сказали. Кто это? ( Мама)

Перечитайте самостоятельно разговор мамы и сына и подумайте: как мама отнеслась  к тому, что сын поменял игрушку на жука? Хорошо ли поступил Дениска? А что думаете вы?

 8. Рефлексия урока.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление в этом рассказе?

-Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке?

-Как вы оцениваете свою работу?

-Какое желание у вас возникло?

 9. Домашнее задание.

- Я была уверена, что вам захочется тоже иметь такого светлячка. Но я не смогла вам принести живых, зато вот эти ничуть не хуже. (Раздаю светлячков)

- А теперь прочитайте на  обороте что-то написано. Как вы думаете, что это и какое у вас будет домашнее задание?

- Да, вам нужно сочинить сказку про светлячка и написать в той книжечке, которую мы сделали на уроках труда. Но это когда у вас будет настроение и вдохновение. А к завтрашнему уроку подготовить выразительное чтение по ролям.