Основные приемы
по привитию интереса к чтению
через активизацию познавательной деятельности
Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.
В.А. Сухомлинский
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в "готовом” виде из другого источника – телевидения. Ребенок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение, обогащенное эмоциями, "красками” авторского слова, построением сюжета, ролью действующих героев. При этом замечу, что К.Д. Ушинский предпочитал название "основательное чтение”, а А.В. Луначарский – "учебное чтение” для определения значимости данного предмета.
Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, "необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития” (Л.А. Музыка).
"Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным” (Л.А. Музыка).
Поэтому меня волнует вопрос: Как сделать так, чтобы дети полюбили уроки чтения? Как вызвать интерес к хорошей, умной книге? Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание?
Нужно искать новые формы и методы работы. Значит, необходимо применять такие фронтальные, групповые и индивидуальные задания, чтобы активизировать интерес у ученика к тому или иному произведению.
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.
Поэтому для себя я определила несколько, а точнее 6 основных приемов активизации познавательной деятельности, которые я применяю и не только на уроках чтения. Они весьма разнообразны и затрагивают разные стороны организации работы учащихся на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приемов создает условие для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания. О них я сейчас расскажу поподробнее.
1. Прежде всего, это прием сравнения. Он повышает активность мысли. На уроках чтения – это сравнительная характеристика героев, сравнение отношений героев к какому-либо событию, сравнение описания осени разных поэтов, сравнение художественного оформления детских книг и т.д. Изучаемый материал при этом глубоко осознается, прочно запечатлевается в памяти. Ведь именно при сравнении происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт, свойственных различным вещам и явлениям. Замечено, что если учащиеся не осознают этой мыслительной операции, допускают много ошибок, приводят недостаточное число признаков сходства и различия сравниваемых предметов, не умеют выделять существенные признаки или же перечисляют признаки, не сравнивая друг с другом. Начинаю обычно с того, что даю найти сходство или различие в тех предметах, где это явно видно. И стремлюсь к тому, чтобы сделать сравнение максимально трудным. Если учащимся предлагается найти сходство, то нужно подобрать такие предметы и явления, которые были бы максимально различны. И наоборот, если нужно найти различия, то следует подбирать максимально сходные объекты и явления, насколько это возможно. Это обеспечит более глубокое и прочное запоминание сравниваемого материала.
«Тонкие» - это те, которые начинаются со слов: кто, что, где, когда, как звали, и т.д. Они заставляют учащихся лишь воспроизводить материал, они выявляют, что запомнил ученик, но не как понял содержание учебного материала. Таких вопросов должно быть как можно меньше, так как они не активизируют мышление, а толкают учеников на путь поверхностного запоминания.
«Толстые» - это те, которые звучат так: Почему? Как это проверить? Что является причиной? В чем разница…Почему вы считаете…и т.д. Эти вопросы заставляют учащихся в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные связи, обеспечивая тем самым глубокую переработку усваиваемого материала и, как следствие, его прочное запоминание.
На уроках литературы проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, использования приема сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей и др.
Уже в 1 классе я начинаю использовать проблемные ситуации с изучения устного народного творчества. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.
Работая в первом классе над сказкой "Петушок – золотой гребешок”, анализируя эту сказку, перед детьми ставлю следующую проблемную ситуацию: "Почему петушок не послушался кота и дрозда и выглядывал в окошко?” И ребята по ходу беседы выражали различные варианты решения этой проблемы.
Сравним два вопроса к рассказу Н. Артюховой "Трусиха”:
1. Как поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила Валя?
2. Почему Валя выбежала навстречу псу?
Первый вопрос хотя и настраивает не сравнение поведения Вали и ребят, но на уровне констатации факта. Второй вопрос требует размышления, оценки мысли ученика, направленной на решение проблемной ситуации, он решает эту проблему, опираясь на свой жизненный опыт, на знание ситуации.
Задавая вопросы, требующие размышления, создаю речевую ситуацию, побуждаю ребенка к высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей.
В третьем классе работа над проблемными ситуациями на уроках литературного чтения идет более глубокая. Работе над проблемной ситуацией может быть отведен целый урок, и по своему типу - это урок-диалог, на котором происходит столкновение разных точек зрения на какую-то ситуацию, какое-то явление. Или урок-размышление, на котором одна проблема: предательство, трусость.
Считаю, что все эти приемы позволяют активизировать познавательную деятельность, что ведет к наиболее эффективному усвоению программного материала.