Моя педагогическая философия
"Такая у нас работа..." Какое гордое призванье - Давать другим образованье, Частицу сердца отдавать, Пустые ссоры забывать. Порою очень даже трудно Одно и тоже повторять, Тетради ночью проверять… Ночь. Тишина. Все уснули в моей маленькой квартире. И только часы тихо и размеренно отбивают свой ритм. А я склонилась над стопкой тетрадей. Проверяю детские сочинения. Тема «Кем я хочу стать?» Мальчики выбрали профессии машиниста, таксиста, директор банка. Девочки хотят стать парикмахерами, модельерами, дизайнерами. Каждый хочет быть лучшим в своей профессии, быть похожим на маму, папу или старшего брата. « А я хочу стать учителем!» - пишет одна из самых умных, талантливых моих девочек. «Хочу стать учителем!» - повторяю я эти слова вновь и вновь. И пока не могу читать это сочинение дальше. Что-то щелкнуло во мне, остановилось. Радость? Грусть? Чувство гордости? Сомнения? Не понимаю себя. Да, мне бы очень хотелось, конечно, что бы кто-то пошел по моим стопам. Значит, это я была лучшим примером, авторитетом – если она выбирает этот путь. Но хочу ли я этого? Ведь учителем стать легко, а вот быть учителем сложно и не каждому это удается. Сможешь ли ты, моя дорогая девочка, быть учителем? Ведь только любить детей и ставить им пятерки – как пишешь ты, этого не достаточно. В мире много профессий. Разных, нужных, полезных. Все они интересны. Но не всем выбранные профессии приносят удовлетворение. Главное, как считаю я, сделать правильный выбор, понять себя, что именно ты хочешь в этой жизни. И никогда не жалеть о своем выборе. Придется всю себя отдать тому, что ты выбрала. Отдать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. И поверить в то, что все дети способны и успешны. А я? Правильный ли выбор сделала я? И мысли мои убегают в далекое прошлое – мое детство. А детство у меня было замечательное! Родители возили меня в разные города к своим многочисленным родственникам. «Буду проводницей», - засыпая под стук колес, думала я. А когда я впервые побывала в зоопарке, мне очень захотелось работать там: чистить в клетке льва, расчесывать ему гриву, лечить зубки. Эта мечта преследовала меня долгие годы. Когда спрыгнула с крыши сарая, использовав старый мамин зонтик с длинной ручкой вместо парашюта, то я уже не захотела быть парашютисткой; я влюбилась в доктора, который лечил мою сломанную ногу. «И кем же ты будешь, когда вырастешь?» - спрашивала меня моя измученная мама. А тетя, у которой и детей-то не было, пророчила мне такое будущее… А я стала учительницей! И все мои детские желания исполнились: и рискую, и ломаю голову над вопросами, на которые никогда не было ответов, и лечу болезни, и вытираю носики и слезки, и расчесываю густую гриву Наташки, а не льва. У нее мама рано уезжает на работу, и девочка все свои туалетные принадлежности приносит в класс. А путешествия по разным городам… Я и проводница, и машинист, и паровоз – все в одном лице. Пыхчу, буксую, даже пячусь иногда назад, но из года в год увлекаю за собой своих Сереж и Тань, Саш и Анечек к далеким станциям. И путь наш долгий. Мы 4 года вместе, рядом. Четыре года – это много или мало? Путь всегда кажется длинным, если время проведено в скуке, в одиночестве. И поэтому я стараюсь, чтобы время, проведенное со мной, стало увлекательным, насыщенным, целенаправленным. Время неумолимо бежит вперед, торопится, а мы мчимся к своим вершинам, «вершинам знаний». Первый класс! Знакомство. Познавание друг друга. Привыкание. Первые слезы. Первые радости. Первые победы и неудачи. Первый год! Он самый трудный, но интересный. Чтобы увлечь детей, удержать их внимание я часто меняла вид деятельности. Я и играла, и пела, и танцевала, так что некогда даже и присесть на уроке. И это давало свои плоды. И тогда я вывела для себя правило: Не усаживайся за учительский стол, как на трон. Твоя роль – вести за собой! И есть у меня еще одно правило: Живи на уроке, а не жди звонка! Когда урок интересный, насыщенный, требующий от детей мышления, творчества, он проходит быстро и с большей пользой, чем скучное решение примеров и задач. Есть у меня и третье правило: Забудь о глаголах повелительного наклонения. Почаще улыбайся, радуйся искренне. Общаясь с учениками, я поняла, что моим детям не хватает ласки, тепла, доброты. Многие дети из неполных семей. Во мне они видят старшего друга или даже маму. Я стараюсь чаще улыбаться им, находить «теплые» слова для каждого. И они платят мне тем же. Вот садится моя маленькая Машенька мне на колени, крепко обнимает, целует в щечку и говорит: «Я вас люблю» И сердце мое бьется громко-громко! А я с горечью думаю о том… Почему? Почему вот эту кроху когда-то бросила мама и уехала в неизвестном направлении? В чем же эта маленькая девочка виновата? А ей очень нужна мама. Нет, я не могу заменить ей маму, но я стараюсь. Я постоянно анализирую свои ошибки, задумываюсь над тем, как же я должна была поступить в той или иной ситуации. Часто спрашиваю себя: что я сделала не так? Почему у Никиты ручка не хочет красиво писать буквы и цифры? Нужно посоветовать маме, как правильно развивать и тренировать мелкие мышцы кисти руки. И порой мне хочется, чтобы быстрее прошло время, чтобы мои ученики стали взрослыми, умными, серьезными. Но…Но тогда и я попрощаюсь с ними, и придется мне возвращаться назад, за новыми «пассажирами». И тогда я говорю себе: Не торопи будущее, не тоскуй о прошлом, радуйся настоящему. И теперь я по-другому смотрю на своих учеников. Я замечаю даже самые маленькие их достижения. И обязательно похвалю этого ученика. - Молодец, Никита! Ты сегодня постарался, и у тебя нет в тетрадях исправлений. - Умница, Верочка! У тебя стала очень красиво получаться буква «в». Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт. Есть у меня еще одно правило, которое я стараюсь выполнять: Место у учительского стола, как кинокамера, обнажает, укрупняет личность, увеличивает достоинства и недостатки. Будь красивой! Я стала учителем. Я выбрала эту профессию. Я стою у учительского стола. И это меня ко многому обязывает. Я работаю над собой, самосовершенствуюсь. Я хочу выглядеть красивой! И внешне, и внутренне. Ведь на меня смотрят десятки пытливых детских глаз, замечая малейшие изменения моего настроения… И тут мои раздумья были прерваны боем часов. Уже полночь. Эти сочинения вывели меня из душевного равновесия. Вспоминая о своем учительском пути и зачитывая перед классом детские сочинения вслух, обязательно посоветую моим ученикам выбрать эту профессию – профессию учителя. И, подводя итог, я с уверенностью могу заявить, что я выбрала лучшую профессию! Я – учитель. А это значит, что я должна всегда в душе оставаться молодой, дерзать, творить, узнавать все новое и нести детям свой опыт и знания легко, радостно, с доброй душой! |
||