Система упражненийСистема упражнений по формированию навыка чтения целыми словами. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей учащихся. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, подметил: « Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Эксперименты показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы. В связи с этим, перед учителем стоит, прежде всего проблема в том, как научить детей бегло, выразительно и осознанно читать. Для овладения детьми навыка оптимального чтения я провожу работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами, сведение к минимуму ошибок при чтении, осознанность чтения, выразительность чтения. Чтение блоков. Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выделение дефектов речи, а так же на отработку навыка целыми словами. Материал распределен по группам так, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Буквосочетания записываются на доске в столбик или в строчку непосредственно на уроке, чтобы дети успевали их прочитать по мере записи. Затем блок читается хором. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. 1 группа блоков – слитное прочтение двух рядом стоящих букв. Ау уа ау иа ея ао яя ее ею Ие аг ас ад пу ах ит иш ри ук Юл юд юж юс мю вю кю ую Эх юз юг юх яв ям яф яр Ян 2 группа блоков – чтение трехбуквенных сочетаний и слов. При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается прочитать слияние, а затем буквосочетание. Ка – аката – ата ыв - ывы Аа-ага-яга-яма-ява-Яна Ау – аут ба – баз он – вон Ад-сад-суд-сед-дед-бед Ва – ива ик –тик ты – тыл Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус Щи – щит ух – уха як – яку Во-вон-вот-воз-вол-зо 3 группа блоков – чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова. Друг дробь враг врач гриб глаз Джаз дни дней дров друг дрог Класс встал у парт. 4 группа – чтение наиболее трудных однослоговых слов. Вверх взмах взнос взмыл вклад Монстр перст пестр пункт склад Смысл спорт столб страж треск 5 группа – чтение двуслоговых слов. Слоны брови кровь столбы Бизон бронза верни верхи Далее даются слова и словосочетания из трех и более слогов. А также небольшие фразы. 1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке. 2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его смысл. 3. При чтении будь внимателен к каждому слову. 4. Старайся понять, о чем читаешь. 5. Читай ежедневно вслух и «про себя». Упражнения на развитие четкости произношения. Чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы. Рыбу ловит рыболов, Весь в реку уплыл улов. Произноси четко, внятно, соблюдая знаки препинания. Книга в уме/ - в пути облегчение. Показывай повышение и понижение голоса. - Что ж ты, Еж, такой колючий? - Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи. Произноси правильно.ще, ща ручища, ножища, чудовище, тараканище у синего моря, зеленого цвета, у пешеходного перехода грохот грома, родимая сторонка; Карл у Клары украл кораллы. Читай скороговорку сначала медленно, а затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок. Прибыл Клим из Клина в Крым. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча. Губы». Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется установка на беззвучное чтение. Угадай. На доске пишется предложение, где пропущены окончания. Аленка вылез- из луж- и сказа-: - А вода до чего тепл-! И побежа- по улиц-, по всем лужи-. Таня бросил- за ней. Упражнения на понимание прочитанного. 1. Назови одним словом: Чиж, грач, сова, синица – Яблоко, груша, апельсин, абрикос - 2. Раздели слова на группы: Заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь. Радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос. 3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова: Травы: (клевер, щавель, подорожник, клен, лиственница) Звери: ( волк, лиса, петух, комар, бабочка) 4. Пятый – лишний. Шляпа, волосы, глаза, нос, уши. Скоро, поспешно, быстро, постепенно, молниеносно. 5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову: Пение: (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос) Виды чтения. |
||